русский мастер микроминиатюрист Анатолий Коненко микроминиатюрыСтас Коненко

На главную

 

Концептуальная книга предельно малого формата
0 х 0 мм

 

Концептуальное искусствоконцептуализм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе.

В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

Концептуальное искусство создается для того, чтобы привлечь ум зрителя, а не его взгляд или эмоции. Материальность трехмерного объекта при этом оказывается противоречием по отношению к его нечувственному содержанию. Цвет, поверхность, текстура и форма лишь подчеркивают физические аспекты работы. Все, что привлекает внимание и вызывает интерес к материальности, уводит нас от понимания идеи и используется как экспрессивное средство. 

                                     Беспокойся не о том, что видимо, а о том что невидимо
Ибо видимое временно, а невидимое вечно.
2Кор. 4:18

Издание форматом 0 х 0 мм – является концептуальной моделью микроиздания, имеющей предельно малый размер.

Координаты местоположения издания зависят от номера экземпляра и указываются в сертификате. Книга существует вне зависимости от существования сертификата, однако без последнего становится затруднительным определение её местоположения . Сертификат с номером экземпляра является доказательством наличия у владельца данного издания.

Концептуальные проекты, фиксирующие предельные состояния творческих  объектов искусства являются априорными.

0х0

Издание имеет тираж 100 нумерованных экземпляра с параллельным текстом на староитальянском и русском языках.   Перевод Михаила Лозинского

La Divina Commedia       
di Dante  Alighieri

Божественная комедия    
Данте Алигьери

 Книга существует на уровне веры.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Евр. 11:1

Восприятие книги нашими органами чувств представляется затруднительным в связи с тем, что человек, как создание находится между микро и макро космосом ,так устроено, что  органы чувств не способны воспринимать всю информацию окружаещего мира. Поэтому книга, соизмеримая с микромиром должна быть воспринята другими категориями чувств.

Для того, чтобы иметь возможность постичь и наглядно представить реальность, находящуюся на грани кажущейся действительности, позвольте вашему сознанию коснуться страниц  концептуальной книги.

Увидеть данное издание непосредственно затруднительно, поскольку длина волны света в зависимости от угла зрения может оказаться больше размера объекта (книги).

Количество деталей и элементов издания по определению не могут быть пропорционально сохранены при уменьшении формата.

Внутреннее содержание книги можно воспринимать, находясь в состоянии медитативного созерцания.

Концептуальная книга – это пространственный воображаемый объект, помогающий сделать наглядным абстрактное понятие при помощи замещающих его образных представлений.

Книга отчасти представляет собой трансцендентальную схему, которая является посредником между категориями и чувственностью.

В проявленном мире книга может быть воспринята  одним из схематических представлений  которым является Дерево Сефирот (Дерево Жизни, Цветок Жизни).

В этом случае книга  может представлять собой 10 страниц  (Сефир) которые соединены между собой  22 Каналами.

 Для того, чтобы иметь возможность постичь и наглядно представить реальность, находящуюся за кажущейся действительностью, позвольте вашему сознанию коснуться страниц  виртуальной книги.
Одна из граней прочтения книги – бессознательное, которое должно быть связано с трансцедентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих.

Поэтому, для того, чтобы подойти к реальной действительности, необходимо руководство предоставить бессознательному и подсознательному.

Сефира – фаза Проявления
Канал – связь между Сефирами.

Всякий объект даёт повод к подсчёту его десяти проявлений.
Система Сефирот – картина проявлений Сути любой Сущности, символизирующая фазы Проявления, их взаимоотношения и отражает процессы, идущие во Вселенной.

«Виртуальная книга» - идеальная модель книги, рассмотренная в сопоставлении с конкретной эмпирической действительностью, которая присутствует в этом объекте во всём богатстве своих свойств и связей. Целью идеализации является замещение реальной действительности идеализированной схемой. В дальнейшем формируются представления о существенных и несущественных сторонах явлений и об отношениях зависимости. Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований, их отношения к действительности, к целям и задачам человека. Что же касается метода абстрагирования от физически действительной книги, то он возникает на высоких ступенях развития познания.

Число О

С метафизической точки зрения ноль не является числом и не относится к миру чисел. Ноль есть источник всех чисел, понимаемых как отдельные от еди­ного основания силы, принадлежащий к иному недели­мому измерению. Метафизический ноль содержит в себе все числа как потенциальную возможность части отде­литься от целого. В системе арканологии 0 соответствует двадцать первому Аркану, который именно поэтому имеет второе название — Аркан нулевой и который содержит в себе все девять первых Арканов. Метафизический ноль символизирует собой Абсолют, соединяющий в себе Дух и Материю. Такой ноль представляет собой всеобъемлющий круг с бесконечным радиусом и окружностью. Вспомним одно из определений Бога, данное Блезом Паскалем: "Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде". Абсолютный божественный статус метафизического нуля проявляется и в его взаимоотношениях с другими числами — если его присоединить к другим числам справа, он увеличивает число на один порядок — десять, если же умножать или делить на ноль, то он растворяет любое число до полного уничтожения. В этом проявляется верховная, управляющая функция, как символ Абсолюта по отношению к другим числам, произошедшим из нуля.  В одной из Станц, приведенных в "Тайной Доктрине" говорится: "Все есть единое число, исшедшее из Не-Числа". Так вот, символом этого He-Числа является кольцо, ноль, круг, порождающий из себя другие цифры. Первое, что должно проявиться из круга — это единица, представляющая собой вертикально проведенный диаметр. Это лишний раз подтверждает мысль, что в основу Мирозда­ния положено число. Вселенная построена по принципу строгой гармонии, подчиняемой математическим закономерностям. Ноль есть Тайна из Тайн, символ непроявленного мира, Источник всех чисел, всех последующих проявленных форм, Парабрахман индусов, Эйн-Соф каббалистов, Единый элемент, представляющий и Дух и Материю в нерасчлененном состоянии. Ноль представляет собой синтез Бесконечного пространства и Вечного времени, символику всего потенциального, непроявленного, латентного. Ноль можно считать "орфическим яйцом", олицетворяющим собой Начало всех вещей, пребывающее во сне и порождающее точку (единицу), из которой возникают все остальные числа. Единица, в свою очередь, есть отражение и противоположность ноля. Исследователь символов X. Э. Керлот утверждает, что с точки зрения человеческого существования, ноль символизирует смерть как состояние, в котором жизненные силы претерпели трансформацию.

 


СМИ о концептуальной книге 0 х 0 мм

 
 

«Первая миллиметровая книга была издана в Шотландии, и потом в течение 12 лет никто не мог повторить этого рекорда, — рассказывает Анатолий Коненко. — В 1996 году мы решили его побить, и за полгода я создал книгу 0,9 x 0,9 мм. Для миниатюры это солидное достижение. Я представил ее на выставке в Америке, и она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса». После этого безрезультатно прошло еще столько же лет. Это не значит, что никто не хотел побить рекорд Коненко. Японцы, например, годами бьются над этой проблемой, и единственное, что они сделали, — это книга 0,95 x 0,95 мм. Они же, кстати, долго пытались обвинить омского Левшу в том, что его книга на самом деле больше и россияне ее просто неправильно измерили. Чтобы ликвидировать все домыслы, отец и сын Коненко создали еще 12 книг с алфавитами всего мира размером 0,8 x 0,8 мм. Причем эти издания офсетные, в двух цветах, правда, пока не зарегистрированы в Книге рекордов Гиннесса.

«Потом мы с сыном Стасом стали разговаривать о том, как сделать книгу гораздо меньших размеров, и постепенно “договорились” до нулевой величины, — продолжает Анатолий Иванович. — Нам помогла работа Стаса: он пишет диссертацию на философском отделении. Когда мы стали разбираться, то выяснилось, что есть мир проявленный и есть непроявленный, и между ними есть грань. Тогда мы подумали: а почему бы не сделать книгу, которая будет находиться одновременно в проявленном и непроявленном мире?! Точно так же, как полтергейст: может проявляться в реальном мире, а может в потустороннем». Так у Коненко и появилась идея создать концептуальную книгу предельно малого формата 0 x 0 мм. Но для того чтобы эта книга «как-то проявлялась», они сделали коробочку, к которой прилагается сертификат. Книга существует вне зависимости от существования сертификата, однако без последнего становится затруднительно определить ее местоположение. По словам Коненко, «Божественная комедия» Данте Алигьери выбрана потому, что «в ней есть и запредельный уровень, и реальный». «Наша книга существует прежде всего на уровне веры. Это как Бог: кто верит в него — для того он есть, а кто не верит — для того нет. И даже нынешний митрополит не докажет вам его существование наглядно», — уверен художник. И добавил: для того чтобы осознать наличие этой книги, нужно перевернуть свое сознание. «Так же, например, как “Черный квадрат” Малевича. Почему миллионы людей идут смотреть на холст, закрашенный черной краской?! Если бы не было целой философии за этим, то это была бы никому не нужная мазня», — уверен он.

На создание этой книги потратили полтора года. Ее тираж — 100 экземпляров. Цифра — не случайна. В «Божественной комедии» 100 глав, поделенных на три раздела: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэтому существует три блока. 15 книг, помимо того что обязательно нужно отдать в библиотеку, уже востребованы, хотя информации о том, что существует такая книга, пока нигде нет. Цена книги на самом деле зависит от спроса. По предварительной оценке, она будет невелика: порядка 500 рублей. Для тех, кто думает, что все это ерунда, которую даже и прочитать-то невозможно, Анатолий Коненко приводит в пример другие свои творения: «Вы ведь вряд ли будете читать книгу размером в полмиллиметра. Для обычного пользования вы возьмете книгу нормальных размеров и будете читать ее. А мои творения нацелены на то, чтобы просто привлечь зрителя к этим произведениям». Естественно, что эта книга — вещь прежде всего концептуальная. И производство микрокниг в мире вряд ли будет остановлено.

Комментарий эксперта

Наталья Ярох председатель правления Омского отделения Союза дизайнеров России

Если скептики думают, что это пиар, то они здорово ошибаются: Коненко он просто не нужен. Судите сами: к нему очереди выстраиваются в разных странах с просьбой либо организовать выставку у них, либо даже открыть музей. Его работы есть у многих российских политиков, у многих зарубежных политиков, в том числе у английской королевы. Я бы назвала его новую работу скорее новым прорывом, очередной его вершиной в миниатюризме. Он сам по себе утонченный духовный человек и, разумеется, никогда бы не пошел на банальную профанацию или обман. Эти вещи создаются для тех, кто способен их понимать. Иначе стал бы губернатор Леонид Полежаев дарить его работы всем высокопоставленным гостям? Скорее эту работу по значимости можно сравнить с «Черным квадратом» Малевича, когда для многих тоже было шоком то, что на картине вроде бы ничего не видно. Как говорится, кому дано видеть — тот видит.

 
 

 

Тезисы концептуального искусства (Сол Левитт)

1. Концептуальные художники скорее мистики, нежели рационалисты. Они приходят к таким заключениям, к которым логика привести не может.

2. Рациональные суждения повторяют рациональные суждения.

3. Иррациональные суждения приводят к новому опыту.

4. Формальное искусство в высшей степени рационально.

5. Иррациональные идеи следует проводить последовательно и логично.

6. Если художник изменяет решение на полпути к завершению работы, он пересматривает результат и повторяет прошлые результаты.

7. Воля художника вторична по отношению к инициированному им процессу от замысла до завершения. Его своеволие происходит от его эго.

8. Если используются такие слова, как живопись и скульптура, они подразумевают художественную традицию и предполагают последовательное принятие этой традиции, ограничивая тем самым художника, который неохотно делает искусство, "выходящее за рамки".

9. Концепция и идея суть разные вещи. Концепция задает общее направление, идея является компонентом произведения. Идеи позволяют реализовать концепцию.

10. Идеи могут быть произведениями искусства; они включены в цепь развития, которая в итоге может приобрести форму. Идеи не должны быть непременно реализованы в материи.

11. Идеи не обязательно развиваются в соответствии с логическим принципом. Они могут задать неожиданное направление, однако идея непременно должна получить завершение в уме прежде, чем появится новая.

12. Для каждого произведения, получившего физическую форму, существует много вариаций, которые не были воплощены в материи.

13. Произведение искусство можно рассматривать как проводник между умом художника и умом зрителя. Однако произведение может никогда не достичь зрителя или оно также может никогда не покинуть ум художника.

14. Слова одного художника в адрес другого могут породить цепь идей, если оба художника разделяют общую концепцию.

15. Ни одна из форм ничем не превосходит остальные, поэтому художник может использовать любую форму – от словесного выражения (записанного или высказанного) до физического объекта.

16. Если используются слова и они проистекают из идей об искусстве, тогда они суть искусство, а не литература; числа не являются математикой.

17. Все идеи являются искусством, если они связаны с искусством и подпадают под нормы искусства.

18. Обычно искусство прошлого понимают, соотнося его с нормами настоящего, отчего понимание искусства прошлого оказывается ошибочным.

19. Произведения искусства изменяют нормы искусства.

20. Успешное искусство изменяет наше понимание норм, изменяя наше восприятие.

21. Восприятие идей ведет к появлению новых идей.

22. Художник не может представить себе свое искусство и не может постичь его до тех пор, пока оно не завершено.

23. Художник может ложно воспринять чужое произведение искусства (отлично от художника-автора), однако это недопонимание может инициировать в нем собственную цепочку размышлений.

24. Восприятие субъективно.

25. Художник не обязательно понимает собственное искусство. Его восприятие не лучше и не хуже, чем у других.

26. Художник может воспринимать чужое искусство лучше, чем свое.

27. Концепция произведения искусства может включать в себя материал, в котором выполнена работа, или технику его создания.

28. После того как идея работы определилась в уме художника и принято решение о конечной форме, процесс протекает вслепую. Возникает множество побочных эффектов, которые художник не мог себе представить. Они могут использоваться как идеи для новых произведений.

29. Процесс носит механический характер, не следует в него вмешиваться. Он должен идти своим ходом.

30. В произведении искусства задействовано множество элементов. Самые важные из них – самые очевидные.

31. Если художник использует одну и ту же форму в серии работ и меняет материал, можно предположить, что концепция художника связана с материалом.

32. Банальные идеи не спасет прекрасное выполнение.

33. Сложно испортить хорошую идею плохим выполнением.

34. Когда художник чересчур отточит свое мастерство, у него начнет получаться гладкое искусство.

35. Эти тезисы суть комментарии к искусству, но не искусство.

 
 

 

Примеры концептуального искусства


1953 — Роберт Раушенберг выставил «Стертый рисунок Де Кунинга» («Erased De Kooning Drawing») — рисунок Виллема Де Кунинга, который Раушенберг стер. Он поднял многие вопросы о природе искусства, дав возможность зрителю решать, может ли стертая работа другого художника быть творческим актом, может ли быть эта работа искусством только потому, что знаменитый Раушенберг стер её.

1957 — Ив Клейн, «Аэростатическая скульптура (Париж)» («Aerostatic Sculpture (Paris)»). Композиция из 1001 голубого воздушного шарика в небе над Galerie Iris Clert для рекламы выставки Le Vid. Клейн также выставил «Одну минуту огненной живописи» («One Minute Fire Painting»), которая была голубой панелью, в которой было установлено 16 шутих. Позже в 1957 Клейн объявил, что его живопись теперь невидима и демонстрировал её в пустой комнате. Эта выставка была названа «Поверхности и уровни невидимой живописной чувствительности» («The Surfaces and Volumes of Invisible Pictorial Sensibility»).

1960 — Акция Ива Клейна, названная «Прыжок в пустоту» («A Leap Into The Void»), во время которой он прыгнул из окна.

1960 — Художник Stanley Brouwn заявил, что все обувные магазины Амстердама составляют выставку его работ. В Ванкувере Иан и Ингрид Бакстер выставили содержимое четырёхкомнатной квартиры, упакованное в пластиковые пакеты.

1961
 — Роберт Раушенберг послал телеграмму в Galerie Iris Clert, в которой говорилось: «Это портрет Iris Clert, если я так утверждаю», в качестве своего вклада в выставку портретов.

1961
 — Пьеро Манцони выставил своё собственное дыхание (в воздушных шарах) как «Bodies of Air», а также подписывал тела других людей, объявляя их живущими произведениями искусства.

1962
 — Работа Христо Явашева «Железный занавес» («Iron Curtain»): баррикада из бочек для нефтепродуктов на узкой улице в Париже, которая создала большую пробку. Произведением искусства была не сама баррикада, а автомобильная пробка.

1962
 — Ив Клейн представил «Immaterial Pictorial Sensitivity» в виде церемонии на берегу Сены. Он предложил продать его «живописную чувствительность» (что бы это ни было) в обмен на золотой лист. Во время этой церемонии покупатель давал Клейну золотой лист в обмен на сертификат. Поскольку «чувствительность» Клейна была нематериальной, покупателю предлагалось сжечь сертификат, в то время как Клейн бросал лист в Сену (всего было семь покупок).

1962
 — Пьеро Манцони создал «Основание мира» («The Base of the World»), выставив планету как собственное произведение искусства.

1963
 — Статья Генри Флинта «Concept Art» была опубликована в «An Anthology…»

1964
 — Йоко Оно опубликовала «Грейпфрут: книга инструкций и рисунков» («Grapefruit: A Book of Instructions and Drawings»). Пример эвристического искусства или серию инструкций как приобрести эстетический опыт.

1965
 — Концептуальная акция John Latham, названная «Still and Chew». Он пригласил студентов художественного вуза протестовать против ценностей Clement Greenberg «Art and Culture». Страницы книги из студенческой библиотеки были разжеваны студентами и возвращены в библиотеку в бутылках с этикетками. Latham был после этого уволен.

1965
 — Джозеф Кошут датировал концепцию «Одного и трёх стульев». Презентация работы включала стул, его фото и определение слова «стул». Кошут взял определение из словаря. Известны четыре версии с разными определениями.

1967
 — «Paragraphs on Conceptual Art» Сола Ле Витта были опубликованы в журнале «Artforum». «Параграфы» отмечали трансгрессию Минимализма и Концептуального искусства.

1969
 — Роберт Барри и его телепатическое произведение («Telepathic Piece»), о котором художник заявил: «На протяжении выставки я попытаюсь телепатически коммуницировать произведение искусства, природа которого — серия мыслей, которые не пригодны для слов и образов» (During the exhibition I will try to communicate telepathically a work of art, the nature of which is a series of thoughts that are not applicable to language or image).

1969
 — Первый номер «Art-Langague» увидел свет в мае. Он имел подзаголовок «The Journal of conceptual art», редакторами были Terry Atkinson, David Bainbridge, Michael Baldwin и Harold Hurrell. Английский журнал «Studio International» опубликовал статью Кошута «Искусство после философии» («Art after Philosophy») в трёх частях (октябрь-декабрь).

1970
 — Douglas Huebler выставил серию фотографий, которые художник делал каждые две минуты пока ехал по дороге на протяжении 24 минут.

1970
 — Douglas Huebler попросил посетителей музея написать «one authentic secret». В результате 1800 документов были объединены в книгу, которая была очень скучным чтением, так как большинство секретов были похожи.

1971
 — Hans Haacke «Real Time Social System». Документальное описание недвижимости третьего по величине землевладельца в Нью-Йорке. Музей Гуггенхейма отказался экспонировать эту выставку.

1972
 — Fred Forrest купил кусок пустой площади в газете Le Monde и пригласил читателей заполнить её своими собственными рисунками.

1975-76
 — Три номера журнала «The Fox» были опубликованы в Нью-Йорке. Редактором был Джозеф Кошут. «The Fox» стал важной платформой для американских членов группы «Искусство и язык». Karl Beveridge, Ian Burn, Sarah Charlesworth, Michael Corris, Джозеф Кошут, Andrew Menard, Mel Ramsden и Terry Smith писали статьи, посвящённые современному искусству.

1977
 — Вальтер де Мария «Vertical Earth Kilometer» в Касселе, Германия. Это был километр проволоки, погруженной в землю, так что ничего не было видно, кроме нескольких сантиметров. Несмотря на размер, работа присутствовала преимущественно в воображении зрителя.

1989
 — Christopher Williams «Angola to Vietnam» впервые выставлена. Работа состояла из серии черно-белых фотографий стеклянных ботанических образцов из Ботанического музея университета в Гарварде, выбранных соответственно списку тридцати шести стран, в которых политические исчезновения имели место на протяжении 1985 года.

1991
 — Чарльз Саатчи «открыл» Дэмиена Херста и в следующем году выставил его «The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living», акулу в аквариуме с формальдегидом.

1993
 — Matthieu Laurette принял участие во французской телевизионной игре «Tournez manege», где ведущая спросила его, кто он, на что он ответил: «мультимедийный художник». Laurette разослал приглашения художественной публике посмотреть шоу по телевизору, превратив своё представление в качестве художника в срежиссированную реальность.

1993
 — Ванесса Бикрофт устроила свой первый перформанс в Милане, Италия, использовав моделей.

1999
 — Трейси Эмин номинирована на Премию Тернера. Часть её экспозиции «My Bed», её неубранная кровать, окружённая такими предметами как презервативы, испачканные трусы, бутылки и домашние тапочки.

2001
 — Martin Creed получил Премию Тернера за «The Lights Going On and Off», пустую комнату, в которой свет включался и выключался.

2004
 — Видео «Без названия» Andrea Fraser, документальное запечатление её сексуальной встречи с коллекционером в отеле (коллекционер согласился заплатить $20,000 за встречу) было выставлено в Friedrich Petzel Gallery, вместе с её работой 1993 года «Don’t Postpone Joy, or Collecting Can Be Fun», 27-страничная запись интервью с коллекционером.

2005
 — Саймон Старлинг (Simon Starling) получил Премию Тернера за Shedboatshed, деревянный сарай, который он превратил в лодку, проплыл вниз по Рейну и переделал снова в сарай.

 

 

Написать отзыв в гостевую книгу

На главную

info@konenko.net
© 2007—2011 Анатолий Коненко